Кто твой ближний?

Однажды Иисуса Христа спросили: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же (Иисус Христос – ред.) сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк.10:25-29). И Спаситель, отвечая на этот вопрос, рассказал притчу о добром самарянине.

 

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:32-37).

 

Сегодня образ самарянина ассоциируется с человеком, который очень любит людей. Есть целые миссии, которые так и называются – «Добрый самарянин».

 

Но во времена Иисуса самаряне не считались почетными представителями общества. Они были теми остатками, которые отделились от колен Израиля и смешались с язычниками, построили свой храм для поклонения Богу, чтобы люди приносили туда свои дары. Потому иудеи считали самарян своими врагами и не общались с ними.

 

Священник и левит прошли мимо

 

Вернемся к притче. В ней рассказывается о том, как на дороге оказался избитый человек, нуждающийся в помощи, но мимо него проходили люди, и ни один не остановился, чтобы помочь раненому.

 

Первым шел священник. Он просто прошел мимо, даже не подойдя к лежащему. Возможно, его мысли были заняты новыми откровениями о Законе Божьем, о любви Божьей к людям. Но, когда представилась возможность проявить эту любовь на деле, он почему-то не сделал этого.

 

Затем прошел левит (тоже служитель храма). Он заинтересовался, кто там лежит на дороге, подошел, посмотрел на раненого и отправился дальше по своим делам. Возможно, левит не стал оказывать помощи лежащему, подумав, что человек мертв. По закону того времени, прикоснувшийся к мертвому считался нечистым и не мог нести службу в храме. Может быть, левит подумал, что избитый – разбойник, который притворяется с целью ограбить того, кто подойдет. Как бы ни было, ни один, ни второй служитель церкви не оказали помощи тому, кто в ней нуждался.

 

Напрашивается вывод: не важно, какое положение мы занимаем в церкви, не важно, сколько мы знаем о любви Божьей, – мы не извинительны, когда не оказываем любовь тем, кто в ней нуждается. Любовь – это и есть исполнение всего закона Божьего.

 

Мы не извинительны, когда не оказываем любовь тем, кто в ней нуждается. Любовь – это и есть исполнение всего закона Божьего.

 

Быть христианином – это не значит не прикасаться к нечистому. Настоящему христианину порой приходится «испачкаться» о тех, кто не очень хорошо выглядит или пахнет, кто, возможно, находится в грехах, при этом самому остаться верным Богу. В Библии есть очень много примеров того, как людей, которые были по-настоящему верными Богу, обвиняли во всех возмножных грехах. Даже у Иисуса Христа была не очень хорошая репутация. Его обвиняли в том, что Он ест и пьет с грешниками, не учитывая, что Спаситель этим проявлял к грешникам Свою любовь. Оставаться праведным – не значит быть совершенным или уйти в пустыню и ни с кем не общаться. Оставаться праведным – это значит, прежде всего, быть  самому оправданным через веру в Иисуса Христа, но при этом находиться там, где ты больше всего нужен, и служить людям, помогать тем, кто в этом нуждается.

 

Оставаться праведным – не значит быть совершенным или уйти в пустыню и ни с кем не общаться. Оставаться праведным – это значит, прежде всего, быть  самому оправданным через веру в Иисуса Христа, но при этом находиться там, где ты больше всего нужен, и служить людям, помогать тем, кто в этом нуждается.

 

Знаний недостаточно, важны дела

 

В Принстонском университете решили провести эксперимент на основе притчи о самарянине. Всем, кто учился на отделении богословия, дали задание написать эссе по этой притче. Лучшую работу пообещали опубликовать в местном журнале и наградить автора. Студенты отправились писать свои эссе. Каждый размышлял над этой притчей, углублялся в нее, вдумывался, но их ждало испытание. Когда эти студенты шли на защиту своей работы, к ним навстречу организаторы подсылали подставных людей, просящих о помощи. В итоге обнаружилось, что большинство, анализируя притчу о добром самарянине, никак не отреагировали на тех, кто реально нуждался в помощи. А те же, кто оказал помощь, были признаны лучшими и получили свою награду.

 

Возможно, уже прямо сейчас кто-то из вас задумался о своем отношении к людям. Но это еще ровным счетом ничего не значит. Будут иметь значение лишь те моменты, когда ваша рука протянется, чтобы помочь. Если бы самарянин лишь помыслил сделать добро, но не сжалился бы над пострадавшим, не поднял бы его, не достал бы свой кошелек и не расплатился в гостинице за израненного, о его поступке вряд ли бы было написано в Библии.

 

Бог хочет, чтобы мы не просто поверили в какую-то идеологию, Он хочет, чтобы что-то изменилось в наших сердцах по отношению к людям. Если мы будем иметь с Ним схожие черты, то это станет лучшим свидетельством того, что мы являемся Божьими детьми. Христианами нас делает не то, что мы познаем некоторые правильные истины, хотя они и важны. Христианами мы становимся тогда, когда идем по следам Христа.

 

Один из ключевых стихов в этой притче – 33-й стих, где мы читаем, что самарянин посмотрел на того человека и сжалился над ним.
Очень часто, смотря на боль других людей, мы пытаемся понять, почему они страдают, за что. Но Бог не этого ждет от нас. Он ждет, чтобы мы не объясняли человеку, почему у него что-то болит, а чем-то помогли, утешили его. Ведь, когда мы придем на небо к Иисусу, Он не будет объяснять, почему у нас были страдания. Написано, что «Он утрет каждую слезу». Он будет утешать нас. Иисус наверняка хочет, чтобы мы поступали точно так же, когда видим чужую боль.

 

Очень часто, смотря на боль других людей, мы пытаемся понять, почему они страдают, за что. Но Бог не этого ждет от нас. Он ждет, чтобы мы не объясняли человеку, почему у него что-то болит, а чем-то помогли, утешили его.

 

Посланники Божьи

 

Как-то я посмотрел фильм о том, как несколько мальчишек и девчонок обнаружили в сарае бродягу. Они спросили того: «Кто ты?» А бродяга, испугавшись, ответил: «Господи!» «Это же Господь», – изумились дети и на протяжении всего фильма заботились об этом бродяге, носили ему еду. В конце фильма выяснилось, что тот человек на самом деле был разбойником, который прятался от преследователей. Но милость, которую он увидел от детей, изменила его и преобразила.

 

В Библии написано: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35-40).

 

Бог говорит нам: «Вы – Мои посланники. Ваши руки – это Мои руки, которые готовы обнимать людей и утешать их».

 

Добрый самарянин. В Библии даже не названо его имя. Но притчу о нем помнят уже тысячелетия, и она принесла свои плоды. Именно христиане, которые знают притчу о добром самарянине, первыми открывали больницы, строили школы для инвалидов, дома для брошенных людей, хосписы.

 

Когда ты думаешь, кому бы и как помочь, представь себя на месте нуждающихся и реши, что ты можешь сделать для них. Не думай, кто твой ближний, кто мог бы тебе помочь, стань сам ближним для них. Так ты исполнишь повеление Христа: «иди, и ты поступай так же».

 

Когда ты думаешь, кому бы и как помочь, представь себя на месте нуждающихся и реши, что ты можешь сделать для них.

 

Иисус любит человека, любит не только праведника, Он любит каждого грешника. Дай нам, Боже, всегда ненавидеть грех, но по-настоящему любить человека.

 

Виталий НАКУЛ, руководитель молодежного служения церкви «Вифания», г. Краснодар

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *