Кроткий мудрее

Мудр не тот, кто сильнее, а тот, кто более кроток.

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна»
(Иак.3:15-18).

«Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» (Прит.17:12). Вы можете представить себе медведицу, которая лишилась детей? Ее действия невозможно предугадать, нельзя быть готовым к ее нападению, вряд ли в момент гнева этого зверя можно остановить. Примерно так же дело обстоит с глупцом: его поведение непонятно нам, потому что неразумно, иррационально. Никогда не знаешь, на что он способен и как планирует воплотить в реальность свои идеи. Переубеждать такого человека – пустое дело, он не примет добрый совет, каким бы справедливым и верным тот ни был. «Глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло», – писал выдающийся немецкий богослов и философ Дитрих Бонхёффер.

Что же такое глупость?

Один из словарей даёт следующее толкование глупости: «Глупость – это самодовольное непонимание, сопротивление истине, нередко опасное для других».
Каждый сам строит свою судьбу. Он выбирает свой путь, посвящает себя чему-то, находит то, что придает смысл дням его жизни. Порой, сам того не осознавая, он живет по какой-то личной шкале, определяющей, что плохо, а что хорошо. Но ведь истина одна, и она может в корне отличаться от того, что мы считаем для себя верным путем.

«Глупость – это самодовольное непонимание, сопротивление истине, нередко опасное для других».

Сегодня мир лежит во зле. Незаметно стираются рамки и грани, позволяющие человеку отделить добро от зла. Мы боремся за права человека, при этом доходим до безумия, признавая нормальным гомосексуализм, эвтаназию. Стараемся спасти природу и убиваем детей, считая аборт вынужденной необходимостью. И только тихий внутренний голос подсказывает нам, как поступить, чтобы не ошибиться и не попасть впросак. Беда в том, что современное общество заглушает совесть, делает привычным то, что Бог называет грехом. Мы прислушиваемся к себе, к родным, к друзьям, к каким-то авторитетным личностям, но только не к Слову Божьему, которое подсказывает: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» (Пс.117:8). Игнорируя Бога, сотворившего Вселенную и вдохнувшего в нас жизнь, мы отворачиваемся от истины, верим только в себя и потому даже не замечаем, как глупость овладевает нами.

Две судьбы

В далеком прошлом жили на земле два человека удивительной судьбы.

Один из них – царь Израиля, Соломон. Он просил у Господа разума, чтобы верно управлять страной. И Бог ответил ему: «За то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь». Из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы посмотреть на Соломона и послушать его мудрости. И царствование его оказалось мирным и счастливым. Читая о Соломоне, понимаешь, что у него имелось всё, что только может пожелать себе человек.

Жил и другой человек, Иов, о котором Господь сказал: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Но такой судьбы, которая была у этого человека, не захотел бы себе никто. Почти все его стада были украдены, а оставшиеся — уничтожены. Большинство слуг погибли. Иов лишился всего, чем владел. Во время бури погибли десять его детей, что может быть ужасней? Его постигла страшная болезнь. Жена не понимала Иова. Друзья отвернулись: вместо того чтобы подставить свое плечо – осуждали его. Трудно даже представить себе, какое одиночество испытывал Иов, какую боль переносил.

Если Соломон побывал на самой вершине, то Иов опустился на самое дно. Но, что интересно, оба этих человека в испытаниях и благословениях открыли одну и ту же истину: они признали, что над всем – Господь и что лучшее приобретение для человека – страх Божий. «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» – читаем мы в книге Иова (28:28). И Соломон пишет: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13).

Над всем – Господь и что лучшее приобретение для человека – страх Божий

Верный образ Бога

Не нужно впадать в крайность и рисовать в своём воображении карающего Бога, который только и ждёт, когда мы согрешим, чтобы наказать. Подобное заблуждение может дорого стоить человеку – такой страх отдаляет от истинного Бога и приносит в жизнь несвободу и печаль, «парализует» волю.

Страх же Божий, наоборот, приближает нас к Богу. Страх Божий – это нежелание причинить боль сердцу Отца, страх потерять Его, страх ранить Любовь, страх согрешить. Ведь Бог любит нас до ревности, мы – Его мечта. Он знает о нас всё. Великий, Непостижимый и Любящий нас так, что отдал Своего Сына ради нашей свободы. А грех рушит отношения с Ним, делает нас рабами зла. Поэтому Он и оставил закон Свой, чтобы оградить людей от самой страшной смерти – смерти нашей души.

Страх Божий – это нежелание причинить боль сердцу Отца, страх потерять Его, страх ранить.

Царь Давид писал: «Начало мудрости — страх Господень» (Пс.110:10). Почему? Потому что он ограждает от зла. Это исполнение повелений Бога, Его заповедей.

Что делать?

Для того чтобы иметь страх Божий, нужно познавать самого Бога, Его Слово. Тогда мы сумеем отличить истину от лжи и сможем противостоять греху. Страх Божий откроет наши глаза, и мы начнем видеть все, что нарушает в нас волю Божию. Если раньше мы шли на компромисс с совестью, поддаваясь соблазнам этого мира, то теперь страх Божий оградит от греха, причем не только нас, но близких и друзей. Об этом писал апостол Павел: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16).

Проверь себя

Задайте себе следующие вопросы. Насколько хорошо я знаю Бога? Может быть, девизом моей жизни стали вырванные из контекста, но зато «удобные» библейские стихи или фразы известного проповедника? Не пытаюсь ли я заглушить свою совесть, голос Божий во мне, размышлениями о всепрощающей любви? Или, наоборот, боюсь приходить в молитве к престолу Божьей милости и благодати, потому что чувствую постоянно осуждающий взгляд Бога на мне и во всех неприятностях усматриваю Его наказание?

Если вы хотя бы на один из этих вопросов ответили положительно, то пришло время что-то менять.

С чего начать?

С молитвы, с простого, искреннего обращения ко Христу. Если вы не хотите находиться больше в заблуждении, признайтесь Иисусу, как однажды это сделал один из Его учеников: «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:5,6). Перемены обязательно произойдут, потому что там, куда приходит Христос, всё преображается. Пришло время познавать Бога, не просто знать о Нём, а знать Его лично!

Скажите себе: «Я буду человеком, который живет по Слову Божьему». Ведь, когда мы осознанно принимаем решение ответственно жить перед Богом, исполнять Его заповеди, искать Его волю, тогда реально преодолеваем свою ограниченность, глупость или просто лень. Недопустимой ошибкой было бы для нас остановиться в своём познании Бога, Его характера. Чтобы этого не произошло, необходимо каждый день находить время для молитвы, чтения Библии. Тогда Его Дух будет изменять наши мысли и поступки, мы станем мудрыми и по-настоящему богатыми.

Юлия САМАРСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *